Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

В экспозиции Центрального музея Военно-воздушных сил Российской Федерации, который находится в подмосковном городке Монино, представлен уникальный боевой самолет, практически полностью выполненный из сплавов титана и стали. По проекту, его основным предназначением было уничтожение авианосных соединений противника при помощи крылатых ракет, а также ведение стратегической разведки, и всё это на крейсерской скорости, почти в три раза превышающей звуковую.

Но, по определённым причинам, этот боевой комплекс, разработанный в КБ Павла Осиповича Сухого, так и не был принят на вооружение советской армии. Единственный летавший по испытательной программе опытный самолет находится в музее, который построили по проекту под обозначением Т-4 «Сотка».

Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

Бомбардировщик Т-4 родом из 60-х годов прошлого века. В то время считалось, что скоростные и высотные качества для бомбардировщика на какой-то период времени могут стать определяющим фактором его успешного боевого применения. Советские военные хотели получить самолёт для нанесения ракетных ударов по американским авианесущих группам, которые могли находиться в Средиземном море, у западных берегов Европы и в северных частях Индийского океана.

Главным требованием заказчика, помимо радиуса действия в 2,5-3 тысячи км, стала крейсерская скорость 3 Маха. На то время в Советском Союзе так быстро еще не летали даже истребители-перехватчики. Проработку проекта самолета с такими характеристиками поручили КБ А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и П.О. Сухого. Осенью 1961 года, решением Научно-технического совета, при Государственном комитете по авиационной технике, вариант под обозначением T-4, предложенный КБ Сухого, был признан победителем и рекомендовался для дальнейшей проработки.

Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

Примерно в тоже время появилось и неофициальное название «Сотка». После полноценного запуска программы индекс Т-4 стал секретным и будущему изделию присвоили заводской шифр «Изделие-100», что примерно равнялось нормальной взлетной массе планируемого серийного бомбардировщика.

Летные испытания по программе начались летом 1972 года. Опытный самолет под обозначением «Изделие-101» впервые поднялся в небо 22 августа со взлетно-посадочной полосы летно-исследовательского института. В течении следующих 11 месяцев провели ещё 8 тестовых полетов и на этом первый этап воздушных испытаний завершился.

Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

По итогам испытаний опытный Т-4 смог подняться на высоту 12 100 м, а в заключительном полете превысил звуковой барьер и достиг скорости 1,3 Маха. По оценке летчика-испытателя Владимира Ильюшина, самолет имел хорошую управляемость в различных режимах, достаточную интенсивность разгона, а также отличный обзор на рулении, взлете и посадке, при опущенном вниз носовом обтекателе.

Т-4 «Сотка» получил треугольное крыло малого удлинения с передним наплывом большой стреловидности, расположенным вдоль передней части фюзеляжа. Такая компоновка обеспечивала приемлемые взлетно-посадочные характеристики и возможность полета на больших сверхзвуковых скоростях. Для продольной балансировки самолета, при взлете, посадке и горизонтальном полете установили цельноповоротное переднее горизонтальное оперение трапециевидной формы.

Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

Под крылом Т-4 разместили силовую установку, которая состояла из четырех турбореактивных двигателей РД-36-41, размещенных в единой мотогондоле. Взлётная тяга каждого из них составляла около 16 тонн на форсажном режиме работы. Для обеспечения работы двигателей конструкторы создали воздухозаборник так называемого «смешанного сжатия». Его основная функция — затормозить воздушный поток до дозвуковой скорости перед входом в компрессор двигателя, когда самолёт летит на сверхзвуке.

Носовую часть самолёта сделали отклоняемый. Эта особенность отклоняемого носа на 10 градусов обеспечивала хороший обзор на рулении, взлете и посадке. Для полетов на дозвуковой скорости имелось промежуточное положение с немного приоткрытым лобовым вертикальным остеклением. При переходе на сверхзвуковую скорость носовая часть поднималась, полностью закрывая для летчика обзор спереди.

Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

Подбор материалов для изготовления планера T-4 был одним из ключевых вопросов проекта. По расчётам конструкторов, из-за набегающего встречного воздуха на крейсерской скорости 3 Маха поверхности самолёта в некоторых местах должны были нагреваться до 300°C и выше. Традиционные для авиации алюминиевые сплавы, при таких высоких температурах теряют свои прочностные свойства, поэтому конструкцию планера T-4 выполнили из сплавов титана и стали.

Второй этап испытаний бомбардировщика T-4 стартовал зимой 1974 года. 22 января, первый опытный самолет выполнил часовой полет, который оказался последним. Официальной датой закрытия проекта принято считать 28 января 1976, когда с момента последнего воздушного испытания прошло чуть дольше двух лет. Министерство авиационной промышленности Советского Союза выпустило приказ о прекращении работ по созданию самолёта Т-4 в целях сосредоточения сил и средств на создание стратегического ракетоносца-бомбардировщика Ту-160.

Советский бомбардировщик Т-4 «Сотка». Печальная судьба самолета, опередившего время и звук

Первый летный экземпляр самолёта «Изделие-101» перевезли в Центральный музей Военно-воздушных сил России, практически готовый второй и частично собранный третий опытные самолеты были разобраны и переплавлены. Поскольку Т-4 не пошел в серию, а испытания ограничились всего десятью полетами, любителей и профессионалов авиации больше всего занимает вопрос о причинах столь быстрого закрытия проекта, на что предлагается целый ряд причин, о которых скоро на канале выйдет отдельная статья.

И все-таки, несмотря на то, что «Сотка» не пошла в серию, для КБ Сухого программа Т-4 оказалось очень полезной. Наработанные в ходе ее реализации технические решения стали широко применять на будущих самолетах, которые принесли всемирную славу конструкторскому бюро им. Павла Осиповича Сухого.

Комментариев нет:

Отправить комментарий