КГБ сказал – надо. Редчайшая версия «Победы», которая могла ездить быстро

Постой, как массовая послевоенная советская легковушка может быть редкой машиной – наверняка такой вопрос уже появился у вас, глядя на фото и читая заголовок. Но всё действительно так, эта спецверсия «Победы» появилась в середине 1950-х. Она была сделана по заказу КГБ.

фото instagram/antiqcar
фото instagram/antiqcar

Да, уже несложно догадаться, что речь идет о так называемой «догонялке», с виду обычной машине только с более мощным мотором. Штатный четырёхцилиндровый мотор мощностью всего 50 л.с. был откровенно слабым для этой тяжелой машины. По-хорошему, ей штатно нужен был 90-сильный мотор, который ставился на ЗИМ, но как-то так издревле повелось, что запаса мощности у моторов советских легковушек не было.

Впрочем, спешить тоже особо было некуда, жизнь была размеренной, и владельцы «Побед» не огорчались без малого минутой разгона до сотни. Более привычные 40-50 км/час машина ехала отлично, а самое главное – она вообще была.

Фото drive2 ru
Фото drive2 ru

В пятидесятых годах необходимости в «догонялках» по большому счету не было. Единственные советские машины, за которыми не могла угнаться «Победа», были правительственные «Зисы». По этой же причине, пригодных для длительного сопровождения кортежа на высокой скорости автомобилей тоже не было. Вот для этих целей Горьковскому автозаводу и поставили задачу сделать быструю версию обычной М-20.

КГБ сказал – надо. Редчайшая версия «Победы», которая могла ездить быстро

Проектированием «догонялки» занимался Георгий Вассерман, создатель первого советского кроссовера, на базе той же «Победы» - ГАЗ М72. Выбор двигателей был невелик. Альтернатив рядному шестицилиндровому двигателю, который в разных версиях ставили на грузовики, лимузин ЗИМ и даже на разную военную технику тогда не было. Важным требованием заказчика была максимальная внешняя схожесть машины с обычной, гражданской М-20. Поэтому для установки мотора пришлось немного изменить моторный щит.

фото instagram/antiqcar
фото instagram/antiqcar

В результате модернизации максимальная скорость выросла до 130 км/час, сотня набиралась за 30 секунд.

Коробка передач осталась прежней, а подвеску пришлось усиливать. Спереди усиленные пружины, сзади рессоры. Карданный вал с промежуточной опорой. Механизмы управления остались без изменений, хоть руль и стал тяжелее, никаких усилителей внедрять не стали.

фото instagram/antiqcar
фото instagram/antiqcar

Единственным заметным внешним отличием была тканевая, а не кожвиниловая обивка сидений, и если приглядеться, то спидометр со шкалой, размеченной до 140 км/час.

Общий тираж скоростной «Победы» мне не известен, по разным данным собрано было около сотни машин. Большая часть, естественно, оказалась в Москве, и по несколько штук в столицах союзных республик.

фото instagram/antiqcar
фото instagram/antiqcar

До наших дней уцелело несколько оригинальных экземпляров. Этот нашли эстонские энтузиасты, а реставрацию машина проходила в киевской мастерской «Автоклассика». Кстати, ни серийные ГАЗ М-20 ни её спецверсия для КГБ в черный цвет не красили, это уже реставраторы по инициативе эстонских парней сделали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий