Дизельный "Братушка" - автобус ЧАВДАР 11

Продолжаем изучать автотехнику из соцстран. Этот автобус встретить было сложнее, чем даже польские аутосаны. Машина была в наших краях по сути библиографической редкостью. Я лично ездил на таком один раз - в конце 80-х, как-то на предприятии у родственников был устроен организованный выезд на "борьбу с урожаем". Родственник позвал отца, а так как выезд был в выходной - отец и меня с собой взял. Расклад простой был - собираешь два мешка яблок, третий - себе. И так с каждого собирающего. Яблочный сад был большой, яблок хватило и нам, и колхозу. Вот туда то мы на таком чуде и ездили.

автобус ЧАВДАР 11
автобус ЧАВДАР 11

Завод ЧАВДАР появился в 1921 году в городе Ботевграде. Начался он как слесарно-тележная мастерская. В 1924 году был построен первый автобусный кузов. Производство кузовов было сохранено и после войны, когда Болгария присоединилась к социалистическому содружеству. Автобусы выпускались в том числе и на базе агрегатов советских грузовиков - ГАЗ-51 и ЗиС-150.

В 70-е годы встал вопрос об осовременивании парка выпускаемой техники. Болгары приобрели документацию на уже хорошо зарекомендовавший себя на западе автобус SETRA S150

SETRA S150. его выпуск начался в 1967 году. Источник - Drive2.ru
SETRA S150. его выпуск начался в 1967 году. Источник - Drive2.ru

Отличием от оригинала была силовая установка - двигатель, коробка передач и задний мост от автобуса Skoda-Karosa 706RTO, который в свою очередь был унифицирован с грузовиком Skoda-LIAZ 706RT. Свой вариант Зетры болгары запустили в производство в 1977 году. Автобус выпускался до 1999 года, вплоть до закрытия предприятия. С начала 80-х автобусы в небольших количествах поставлялись в СССР.

двери автобуса открывались наружу
двери автобуса открывались наружу
рабочее место оригинала - SETRA S150
рабочее место оригинала - SETRA S150

Большинство Чавдаров попало к нам уже после распада СССР. Массово автобусы из советских поставок на линиях не работали - в большинстве случаев эти машины использовались для служебных перевозок. А с распадом СССР некоторая часть попала на линии. Сказывалась распространенность агрегатной базы - например в Башкирии эти автобусы стали списывать с линий лишь в 2005-2006 годах.

Что касается самого завода - завод Чавдар прекратил свою деятельность в 1999 году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий